понедельник, 28 ноября 2011 г.

Общая авария для операторов-несудовладельцев


Общая авария - это ситуация, при которой судовладелец может требовать возмещения чрезвычайных расходов, намеренно понесенных вследствие какого-либо морского происшествия с целью спасания груза и/ или судна. Эти расходы распределяются между судном, его топливом и запасами и грузом (включая контейнеры) пропорционально их стоимости.


Понятие общей аварии почти так же старо, как и сам морской транспорт, и широко признано во всех основных судоходных и торговых юрисдикциях. К счастью, благодаря современным стандартам и технологиям, общая авария случается достаточно редко, поэтому владельцы груза и экспедиторы зачастую не осведомлены о своих действиях, которые они должны предпринять при объявлении общей аварии.

Итак, что представляет собой убыток по общей аварии? Убытки по общей аварии возникают всякий раз, когда добровольно жертвуют вовлеченной в перевозку собственностью или понесены чрезвычайные расходы с целью сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии (судно, фрахт и перевозимый судном груза), и завершения путешествия. Примером пожертвования по общей аварии может служить выбрасывание за борт груза Вашего клиента с целью облегчения судна в случае посадки на мель, а расходов по общей аварии - привлечение спасательных буксиров в случае поломки двигателя судна.

Спасательные работы подобного характера и зачастую любое вознаграждение, причитающееся владельцу буксира за оказанную им в спасании судна помощь, являются составной частью расходов по общей аварии. Однако, во многих случаях, когда возникает необходимость в использовании услуг спасателей, последние также потребуют отдельных гарантий спасательного вознаграждения. В данном информационном листе расходы по спасанию включены в понятие общей аварии.

При возникновении общей аварии владелец судна «объявляет общую аварию» и назначает диспашеров для сбора взносов по общей аварии со всех участников, имеющих соответствующие обязательства. Диспашер рассчитывает величину взноса каждого участника, исходя из стоимости спасенного и пожертвованного имущества, расходов. Процесс расчетов неизбежно занимает долгое время (обычно два года). По этой причине в обеспечение платежа диспашер требует от каждого заинтересованного в морском предприятии участника предоставить в качестве гарантии аварийную расписку. Аварийная расписка представляет собой обязательство осуществить платеж вне зависимости от размера рассчитанной суммы, подтвержденное гарантией банка или страховой компании. Для установления лиц, ответственных за взносы по общей аварии, диспашер пользуется документами перевозчика (обычно это морской коносамент или манифест). Транспортные операторы, выпускающие собственные коносаменты, обычно указаны в коносаменте/манифесте в качестве отправителя, поэтому диспашер направит письмо с просьбой предоставить аварийную расписку Вам. В письме обычно содержится краткое описание деталей происшествия и запрос на предоставление данных о стоимости «Вашего» груза, а также просьба подписать аварийную расписку (получить подписанные контргарантии).

Что делать?
Прежде всего - не паникуйте! Несмотря на то, что Вы указаны в транспортных документах в качестве отправителя, Вы не несете ответственности по взносам по общей аварии по грузу: это обязанность владельцев груза и его страховщиков.

Не подписывайте аварийных расписок и гарантийных писем по общей аварии. Информируйте Ваших клиентов о случившемся и направьте им копии документов, полученных от диспашеров. Объясните им, что они ответственны по взносам по общей аварии. Если товары поставляются на условиях ex-works, FOB или CAF, они должны передать вышеупомянутые документы своим клиентам (покупателям/ грузополучателям). Стандартные полисы морского страхования включают покрытие расходов по общей аварии, и страховщики позаботятся о предоставлении гарантий и ведении дальнейших переговоров с диспашерами. При отсутствии страхования груза подтверждение стоимости груза и гарантии должны быть выданы надлежащим гарантом, таким как банк. Объясните клиентам, что груз не будет отпущен, пока подписанные гарантии не будут возвращены и приняты диспашерами. Возможно, Ваш агент на месте окажет помощь в получении необходимых деклараций и гарантий. Попросите Вашего клиента, чтобы подписанные гарантии были возвращены Вам. Проверьте, что Вы получили документы на весь груз, находящийся в контейнере, и направьте их диспашеру, который далее позаботится о выдаче груза в месте назначения.

Если Вы обнаружили, что один или несколько Ваших клиентов не подписали гарантии (или отказываются их подписывать), просим уведомить Клуб. Мы окажем помощь в выдаче контейнера, чтобы все владельцы могли получить свой груз. Любая гарантия Клуба в отношении груза выдается строго при условии получения Вашего обязательства не выдавать груз до получения соответствующей контргарантии - позаботьтесь о том, что Ваш агент не выдаст груз, на который не были предоставлены гарантии заинтересованных в товаре лиц.

В случае получения информации о возможном повреждении груза в результате происшествия, повлекшего общую аварию, и / или работ по спасанию незамедлительно информируйте ТТ Клуб. Мы можем организовать осмотр груза в порту убежища или по прибытии его в порт назначения.

Если Вы используете оборудование линии, то Вы не несете ответственности по взносам по общей аварии, рассчитанным относительно стоимости самих контейнеров. Если пользуетесь собственным или арендованным оборудованием, находившимся на борту в момент объявления общей аварии, то Вы ответственны за взносы по самим контейнерам. Если оборудование было застраховано в Клубе, просим Вас связаться с нами, чтобы мы могли предоставить соответствующие гарантии.

Иногда диспашеры требуют предоставления аварийную расписку в отношении фрахта, подлежащего уплате в месте назначения груза. В таком случае, возможно, Вам необходимо будет подписать такую расписку, однако предварительно просим проконсультироваться с представителями Клуба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий