Страшатся того, чего не понимают. Главное в этой ситуации - оперативно и достоверно информировать население. Генеральный директор Горнохимического комбината Петр Гаврилов, вернувшись после командировки, на следующий день провел брифинг и ответил на вопросы журналистов городских и краевых СМИ.
Надо сказать, что в 2003 году Петр Гаврилов в составе группы российских специалистов посетил японскую АЭС «Ана- гава», которая по конструкции и компоновке аналогична АЭС «Фукусима-1». На ней используются такие же реакторы кипящего типа BWR (boiling water reactor), и такие же системы охлаждения.
Тогда российские специалисты указали своим японским коллегам на необходимость модернизации систем безопасности станций, в частности - систем аварийного охлаждения реактора, - отметил Петр Гаврилов. - В нашей стране после Чернобыля была проведена огромная работа по совершенствованию безопасности всех типов реакторов. И в первую очередь это касалось разработки и внедрения систем пассивной безопасности, то есть независимых от действия (или бездействия) персонала. Сегодня у нас применяется порядка десяти систем безопасности, которые действуют независимо ни от каких факторов на основе базовых физических принципов. В частности, используется естественная сила тяжести, которую не могут отменить ни землетрясение, ни действия персонала.
Но вернемся к событиям на АЭС «Фуку- сима-1». Во время землетрясения магнитудой 9 баллов все ядерные системы выдержали удар стихии, и реакторы были штатно заглушены. Но вслед за землетрясением на атомную электростанцию обрушилась волна цунами, которая повредила дизель-генераторы, обеспечивающие собственные нужды в случае потери внешнего электроснабжения, и главная проблема, которую надо было оперативно решить на «Фукусиме-1» в этой ситуации - обеспечить работу циркуляционных насосов энергоблоков. Как мы знаем, оперативно подать электроснабжение у японских атомщиков не получилось. Тем не менее, сегодня уже можно сказать, что прогноз по развитию ситуации на японской АЭС по возможному наихудшему сценарию не подтвердился.
Журналисты задали ряд вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы. В частности, они узнали, что:
Персонал российских АЭС получает глубокое базовое фундаментальное образование по специальности физики реакторов, затем уже на реакторе изучает технологические регламенты и планы ликвидации возможных аварийных ситуаций, и только после сдачи всех практических экзаменов допускаются к работе;
Поэтому персонал российских АЭС знает, что ни при каких условиях нельзя допустить прекращения теплосъема с реактора;
По указанию Председателя Правительства РФ Владимира Путина уже проводится анализ соответствия уровня безопасности всех российских АЭС современным требованиям МАГАТЭ;
На Дальнем Востоке России постоянно ведется мониторинг радиационной обстановки, и, по расчетам, даже в самом наихудшем случае (сильный ветер направлен со стороны Японии в сторону России) роста уровня радиационного фона не произойдет;
Оперативно следить за радиационной обстановкой в районе комбината можно в режиме реального времени на сайте;
Обстановка на АЭС «Фукусима-1» уже не ухудшится, и в течение 10-15 дней ситуация будет полностью взята под контроль;
При правильной организации работ по локализации и ликвидации последствий аварии персонал не получит значимых дозовых нагрузок, выше допустимых для эксплуатационного персонала в этой ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий